Цикл бесед о трудностях в обучении. Беседа 1. Речевые нарушения, мешающие успеваемости в школе, и «гаджетное развитие».

15 марта 2015 23:09

Цикл бесед о речевых нарушениях младших школьников.

В цикле бесед участвуют:

Налбандян Овик Гагикович – доктор физико-математических наук, Директор Центра речевых технологий,

Борисова Виктория Валерьевна – кандидат педагогических наук, директор Образовательного учреждения «Логотех»

Година Наталья Николаевна – логопед высшей категории

Беседа 1.

Речевые нарушения, мешающие успеваемости в школе, и «гаджетное развитие».

Ведущий:

– Под речевыми нарушениями чаще всего обыватели понимают проблемы со звуками, когда дети что-то не могут произнести или произносят какой-то звук искаженно. Именно эти нарушения мешают школьной успеваемости?

Борисова Виктория Валерьевна

– Нет. Как правило, нарушения звукопроизношения будут   мешать обучению в школе, только если ребенок не выговаривает очень много звуков.

Мешают успеваемости речевые нарушения, связанные с низким словарным запасом, с непониманием смысла сложно сконструированных предложений, смысла предлогов, приставок и суффиксов, с неправильным употреблением окончаний слов, с неумением пересказывать. Кроме того, для нормального  обучения чтению и письму нужно чтобы у ребенка не было проблем с фонематическим слухом, анализом и синтезом. Проще говоря,  дети должны отличать на слух схожие звуки, понимать из каких звуков по порядку состоит слово, как обозначить эти звуки буквами и, наоборот, как  из последовательности отдельных звуков, букв, слогов собрать слово. А если взяться за проблему глобально, то надо сказать, что с помощью речи мы думаем. Если низкий уровень речевого развития мешает воспринимать объяснения учителя, понимать текст учебника, делать правильные выводы на основе серии словесных рассуждений, то, безусловно, это будет сильно мешать хорошей успеваемости в школе.

                                           

Ведущий:

–Неужели это актуальная проблема? Не припомню, чтобы во времена моего обучения в начальной школе, у многих детей были бы подобные трудности. Скорее таких учащихся были единицы.

Борисова Виктория Валерьевна

–Да, ситуация сильно изменилась именно в последние десятилетия. Число детей, у которых диагностируются дисграфия (нарушение письма) или дислексия (нарушение чтения), достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%.

Ведущий:

         –То есть сейчас в начальной школе половина детей имеют речевые нарушения, препятствующие их успешному обучению? Какая пугающая статистика! В чём же причины такого роста речевых нарушений?

Година Наталья Николаевна

  –Причин множество. Благодаря успехам современной медицины зачинается, вынашивается и рождается много детей, которые раньше не имели бы шанса жить по причине слабого здоровья родителей. Загрязнённость окружающей среды и неправильное питание. Всё это влечёт за собой недоразвитие мозга и множественные мелкие нарушения в его работе. Однако это отнюдь не приговор, а всего лишь затруднение для нормального речевого развития. Определяющей является социальная среда. Вот эта-то среда кардинально изменилась, что и привело к такой печальной статистике.

Ведущий:

         –В чём заключаются эти негативные для развития речи изменения среды, в которой растут наши дети?

Налбандян Овик Гагикович

  – «Гаджетное развитие». Тысячелетиями мышление детей формировалось в условиях получения информации со слуха. В процессе развития ребенок овладевал словом, состоящим из акустических образов (звуков речи), устанавливал связи между словами и предметами, явлениями, понятиями. Развитая речь была основой для вербального мышления. То есть познание и саморазвитие было непосредственно связано с  развитием языковой системы.  Система эта базируется на искусственной кодировке окружающей действительности в ряды звуков и букв. При этом языковая система чрезвычайно сложна, так как включает в себя многочисленные правила склонения, спряжения, обозначения рода, числа, и еще более многочисленные исключения из правил. То есть овладевают дети этой системой долго и трудно.

Ведущий:

Что же изменилось с появлением гаджетов?

Налбандян Овик Гагикович

–Они сделали основой получения новой информации зрительное восприятие. Последние десятилетия все большее количество детей вовлечено в виртуальную среду компьютеров и разнообразных гаджетов. Нельзя сказать, что это однозначно плохо.  «Гаджетное развитие» основано на предметном восприятии мира, оно способствует формированию у детей широкой эрудиции, интенсивному обучению законам виртуальной среды. Предметное восприятие окружающей среды естественно для всех представителей животного мира. Для такого восприятия характерна большая интенсивность познавательной  деятельности, быстрое и устойчивое  установления связей между различной информацией, высокая скорость обучения и адаптации к среде. Для человека естественно развитие образного восприятия, основанного на предметном восприятии. Образное восприятие и образное мышление являются необходимой составляющей творческой деятельности человека. Выраженное развитие образного мышления можно отнести к непременному атрибуту талантливости.

Ведущий:

–Вас послушать, так гаджеты – это сплошные «плюсы». В чём же их «минусы», их отрицательное воздействие на формирование речи?

Налбандян Овик Гагикович

 – Яркая, многообразная виртуальная среда поглощает ребенка, оттесняя традиционное вербальное общение. Речь перестает быть важной составляющей детской жизни. Дети не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Именно в вербальное, языковое мышление заложены все необходимые элементы для систематизации и классификации образов и понятий окружающего мира, для формирования логических и причинно-следственных связей. Пространство вербального мышления практически безгранично, оно охватывает все многообразие абстрактных понятий. В то время как, предметное восприятие ограничено, поскольку в нем отсутствуют понятия, не имеющие зрительного образа. Вербальное мышление – это неотъемлемая часть интеллектуального развития и развития духовности.

Ведущий:

–Что же происходит с детьми, если их вербальное мышление недостаточно развито?

Налбандян Овик Гагикович

– Мы получили поколение функционально слегка глухих, немых, ограниченных, хоть и  талантливых детей. Глубокие чувства и эмоции, не имея зрительного образа, уплощаются, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Разносторонние многомерные понятия понимаются примитивно.  Гаджеты не могут донести до детей, что такое совесть, честь, отвага, стыд, самопожертвование или сострадание, а ведь именно эти понятия делают человека Человеком. Очень хочется решить проблему речевых нарушений у детей и подарить им сокровища духовного наследия человечества.