Цикл бесед о речевых нарушениях младших школьников. Беседа 2.Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем.
Беседа 2.
Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем.
Ведущий:
– Почему у внешне благополучного ребенка, который неплохо разговаривает, могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму?
Година Наталья Николаевна
– Дело в том, что письменная речь является символической графической записью устной речи, как нотная запись является графической записью музыки, звучащей в голове композитора. Однако если в голове композитора не звучит музыка, а есть лишь зрительный образ черных и белых клавиш, то результат записи будет очень сомнительным.
Зрительное восприятие написанного слова заводит ребенка в тупик. Сколько ни смотреть на слово «мяч», как это слово ни вертеть, этот зрительный портрет никак не ассоциируется с мячом-предметом – ничего круглого и разноцветного. Только прочтение слова по законам символической записи и формирование фонематического образа [мьач] позволяет сформировать образ мяча.
Ведущий:
–И что же необходимо для прочтения символической записи?
Година Наталья Николаевна
– Овладение связью между внешним образом буквы и звуками, которые с её помощью отображаются, умение различать сходные по начертанию буквы, умение соединить прочтённые изолированные звуки в слова. Иными словами ребенок должен запоминать, сравнивать, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, сосредотачиваться на сложном зрительном образе. И если это у него не получится, то возникает специфическое нарушение чтения - дислексия.
Ведущий:
–А какие сложности «поджидают» ребёнка в процессе овладения письмом?
Година Наталья Николаевна
–Возьмём тот же пример со словом «мяч». Уверенное и однозначное овладение ребенком фонематическим образом этого слова позволяет по тем же законам записать это слово, перекодируя [мьач] в «мяч». При этом надо не перепутать сходные внешне буквы «м» и «л», «ч» и «ъ» Процесс освоения письменной речи осложняется свойственными русскому языку несоответствиями между написанием слов буквами и их фонематическим образом, осложняется выраженной ролью ударения, трудностью деления текста на предложения, а предложения на слова. Если нормативной перекодировки в буквенную запись не происходит, то возникает специфическое нарушение письма – дисграфия.
Ведущий:
–И все же, какие речевые нарушения наиболее часто приводят к нарушению чтения и письма?
Борисова Виктория Валерьевна
– Это фонетико-фонематическое недоразвитие детей. Оно приводит к неумению формировать фонематический образ написанного слова – фонематической дислексии и к неумению записывать графическими символами невнятный фонематический образ – акустической дисграфии.
Ведущий:
–Чем же грозят нарушения чтения и письма школьнику?
Борисова Виктория Валерьевна
–Дисграфия и дислексия приводят к возникновению стойкой и выраженной неуспеваемости по русскому языку, чтению и литературе, проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, вторичному интеллектуальному отставанию. Однако наиболее тревожными являются вторичные психологические и поведенческие последствия хронической неуспеваемости детей.
Ведущий:
–А можно эту дисграфию и дислексию как-то перетерпеть, перерасти?
Борисова Виктория Валерьевна
–К сожалению, у подавляющего большинства детей эти нарушения без специальной коррекционной работы не проходят и не компенсируются.
Ведущий:
–Очень жаль. И как при этом к детям, испытывающим подобные проблемы, относится школа?
Налбандян Овик Гагикович
–Это больной вопрос. Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком – стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и недоброжелательное отношения к неуспевающим создают у этих детей негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости.
Ведущий:
–Может быть так и есть?
Налбандян Овик Гагикович
–Нет, ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений. В то же время дети, как и взрослые, избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием.
Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить красный карандаш и публично оценивать неуспех его действий. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.
Ведущий:
–Да, вы упомянули о поведенческих отклонениях. Расскажите подробнее.
Борисова Виктория Валерьевна
–Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят этих детей к тревожности и агрессивности. У таких детей снижается самооценка, возникает психологической неустойчивость, неприятие школы и школьного сообщества. Хотя правильнее было бы сказать, что это школа и школьники первыми отвергают, не принимают «злостных двоечников». В конечном счете часто это приводит к асоциальному поведению. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают нарушениями чтения и письма, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.
Ведущий:
–Ваши слова действенно убеждают в том, что пускать на самотёк сложности в овладении письмом и чтением не стоит. Ими, несомненно, необходимо заниматься. Об этом мы и поговорим с Вами в следующий раз.