Цикл бесед о речевых нарушениях младших школьников. Беседа 2.Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем.

15 марта 2015 23:22

Беседа 2.

Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем.

Ведущий:

– Почему у внешне благополучного ребенка, который неплохо разговаривает, могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму?

Година Наталья Николаевна

– Дело в том, что письменная речь является символической графической записью устной речи, как нотная запись является графической записью музыки, звучащей в голове композитора. Однако если в голове композитора не звучит музыка, а есть лишь зрительный образ черных и белых клавиш, то результат записи будет очень сомнительным.

Зрительное восприятие написанного слова заводит ребенка в тупик. Сколько ни смотреть на слово «мяч», как это слово ни вертеть, этот зрительный портрет никак не ассоциируется с мячом-предметом – ничего круглого и разноцветного. Только прочтение слова по законам символической записи и формирование фонематического образа [мьач] позволяет сформировать образ мяча.

Ведущий:

–И что же необходимо для прочтения символической записи?

Година Наталья Николаевна

– Овладение связью между внешним образом буквы и звуками, которые с её помощью отображаются, умение различать сходные по начертанию буквы, умение соединить прочтённые изолированные звуки в слова. Иными словами ребенок должен запоминать, сравнивать, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, сосредотачиваться на сложном зрительном образе. И если это у него не получится, то возникает специфическое нарушение чтения - дислексия.

Ведущий:

–А какие сложности «поджидают» ребёнка в процессе овладения письмом?

Година Наталья Николаевна

–Возьмём тот же пример со словом «мяч». Уверенное и однозначное овладение ребенком фонематическим образом этого слова позволяет по тем же законам записать это слово, перекодируя [мьач]  в «мяч». При этом надо не перепутать сходные внешне буквы «м» и «л», «ч» и «ъ» Процесс освоения письменной речи осложняется свойственными русскому языку несоответствиями между написанием слов буквами и их фонематическим образом, осложняется выраженной ролью ударения, трудностью деления текста на предложения, а предложения на слова. Если нормативной перекодировки в буквенную запись не происходит, то возникает специфическое нарушение письма – дисграфия.

Ведущий:

–И все же, какие речевые нарушения наиболее часто приводят к нарушению чтения и письма?

Борисова Виктория Валерьевна

– Это фонетико-фонематическое недоразвитие детей. Оно приводит к неумению формировать фонематический образ написанного слова – фонематической дислексии и к неумению записывать графическими символами невнятный фонематический образ – акустической  дисграфии.

Ведущий:

–Чем же грозят нарушения чтения и письма школьнику?

Борисова Виктория Валерьевна

–Дисграфия и дислексия приводят к возникновению стойкой и выраженной неуспеваемости по русскому языку, чтению и литературе, проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, вторичному интеллектуальному отставанию. Однако наиболее тревожными являются вторичные психологические и поведенческие последствия хронической неуспеваемости детей.

Ведущий:

–А можно эту дисграфию и дислексию как-то перетерпеть, перерасти?

Борисова Виктория Валерьевна

–К сожалению, у подавляющего большинства детей эти нарушения без специальной коррекционной работы не проходят и не компенсируются.

Ведущий:

–Очень жаль. И как при этом к детям, испытывающим подобные проблемы, относится школа?

Налбандян Овик Гагикович

–Это больной вопрос. Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком – стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и недоброжелательное отношения к неуспевающим создают у этих детей негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка  непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости.

Ведущий:

–Может быть так и есть?

Налбандян Овик Гагикович

–Нет, ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений.  В то же время дети, как и взрослые, избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием.

Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить красный карандаш и публично оценивать неуспех его действий. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.

Ведущий:

–Да, вы упомянули о поведенческих отклонениях. Расскажите подробнее.

Борисова Виктория Валерьевна

–Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят этих детей к тревожности и агрессивности. У таких детей снижается самооценка, возникает психологической неустойчивость, неприятие  школы и школьного сообщества. Хотя правильнее было бы сказать, что это школа и школьники первыми отвергают, не принимают «злостных двоечников». В конечном счете часто это приводит к асоциальному поведению. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают нарушениями чтения и письма, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.

Ведущий:

–Ваши слова действенно убеждают в том, что пускать на самотёк сложности в овладении письмом и чтением не стоит. Ими, несомненно, необходимо заниматься. Об этом мы и поговорим с Вами в следующий раз.