Цикл бесед о трудностях обучения детей младшего школьного возраста и путях их преодоления. Беседа 3.Диагностика наличия у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.

15 марта 2015 23:30

Беседа 3.

Диагностика наличия у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.

Ведущий:

– Во-первых, хотелось бы выяснить, как определить, что именно речевые нарушения мешают успеваемости в школе?

Налбандян Овик Гагикович

–  Существуют многочисленные статистические исследования, которые показывают существенное влияние речевых нарушений на успешность обучения в школе. Однако, успешному обучению в школе могут препятствовать и другие трудности, такие как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение физического слуха, слабое зрение и многие другие факторы, поэтому диагностика ребенка должна быть детальной и всесторонней.

Ведущий:

– Но если практически половина детей нуждается в коррекции, то диагностика крайне важна?

Налбандян Овик Гагикович

– Да, массовая диагностика необходима для детей старшего дошкольного возраста и для учащихся начальной школы. Ведь чем раньше будут приняты меры по коррекции, тем до более высокого уровня развития удастся довести ребенка.  Результатом диагностики  должно стать детальное заключение по каждому ребёнку.  Однако  это трудноосуществимо по вышеизложенным причинам. В связи с этим мы и хотели бы предложить собственное решение этой проблемы.

Ведущий:

– Какое?

Налбандян Овик Гагикович

– Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех» разработана Информационная система «Речевые технологии», позволяющая провести эту массовую диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, с формированием детального заключения по каждому ребенку. В разработке системы принимали участие специалисты из различных областей педагогики и психологии. Её содержание соответствует современному уровню коррекционной педагогики.

Ведущий:

– Каково мнение специалистов в области педагогики и специальной педагогики о Вашей программе?

Борисова Виктория Валерьевна

– Информационная система «Речевые технологии» сертифицирована  Российской академией образования, Институтом информатизации образования  в качестве прикладного программного средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста (Сертификат № АПИК.RU.04 АО.С.00028).

Ведущий:

– Многие специалисты пользуются для диагностики  небольшими проверенными тестами, созданными более полувека назад. Ходит слух, что дети выучивают правильные ответы наизусть, когда их в третий раз спрашивают одно и то же.

Борисова Виктория Валерьевна

– Наша система базируется на интерактивном взаимодействии ребенка с базой, содержащей более 20000 диагностических заданий. Вероятность столкнуться с тем же заданием ничтожно мала.

Ведущий:

– Откуда же у Вас возьмется необходимое количество специалистов для диагностики?

Борисова Виктория Валерьевна

– Большого количества не потребуется. Это же компьютерная программа, адаптированная к тому, что ребенок может тестироваться, а позже и получать коррекционные занятия самостоятельно, лишь имея под рукой компьютер. Для работы с готовой компьютерной программой требуется минимальное количество специалистов.

Ведущий:

– Что даст для ребёнка прохождение им  этой диагностики?

Налбандян Овик Гагикович

– Программное обеспечение системы позволяет по результатам взаимодействия ребенка с диагностическим заданиями выявить характерную симптоматику нарушений ребенка в различных разделах логопедии: фонетико-фонематическоге недоразвитие,  дисграфия,  дислексия и общее недоразвитие речи. Статистический анализ результатов каждого ребенка позволяет определить нарушения, ответственные за выявленную симптоматику, и сформировать заключение с указанием характера и уровня выявленных нарушений.

Ведущий:

– Чем  может помочь подобное заключение?

Налбандян Овик Гагикович

– Заключения помогут родителям и педагогам в понимании источника проблем ребенка, в формировании адекватного отношения к этой проблеме и к этому ребёнку. Результаты диагностики необходимы также специалистам-логопедам для определения оптимальной методики и способов коррекционной работы с каждым ребенком конкретно.

Ведущий:

– Значит после диагностики Ваша программа сможет помочь всем этим детям учиться без проблем?

Налбандян Овик Гагикович

– Не всем, конечно, но большинству. Не секрет, что не все нарушения могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с достаточно серьёзными органическими поражениями мозга, со значительным его недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Но, к счастью, подавляющее количество детей в массовой школе имеет хоть и множественные, но лёгкие отклонения в развитии. Ликвидацией этих проблем и призвана заниматься наша программа.