Цикл бесед о трудностях обучения детей младшего школьного возраста и путях их преодоления. Беседа 4. Пути коррекции у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.

17 марта 2015 23:46

Беседа 4.

Пути коррекции у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.

Ведущий:

– Итак, у ребёнка диагностировали наличие речевых нарушений, мешающих школьной успеваемости. Что делать?

Налбандян Овик Гагикович

– Вспомните о тревожности и агрессии этих детей, возрастающей от невозможности быстро решить их проблему с обучением. Помните, что в первую очередь, надо всеми силами сохранить психическое здоровье детей.

Ведущий:

– Но как помочь? Как наилучшим образом организовать коррекционную работу?

Налбандян Овик Гагикович

– Несомненно, оптимальной является коррекционная работа при непосредственном контакте ребенка со специалистом в области нарушения ребенка. Если родителям удается найти хорошего профильного специалиста, организовать регулярное посещение ребенком коррекционных занятий (а дети часто болеют) и изыскать в семейном бюджете средства для оплаты труда такого специалиста, то можно рассчитывать на заметные результаты. Однако в силу массовости речевых нарушений у детей невозможно обеспечить специалистами соответствующего профиля сколь-либо заметную часть контингента детей, нуждающихся в коррекционной помощи. При индивидуальной форме коррекционных занятий количество логопедов должно существенно превышать количество педагогов начальной школы.

Ведущий:

– И как по-Вашему могла бы разрешиться проблема нехватки специалистов для проведения занятий со всеми нуждающимися?

Налбандян Овик Гагикович

– При таком массовом спросе на занятия, нам кажется, оптимальной базой для коррекционной работы могла бы стать общеобразовательная школа, обладающая потенциалом для организации  этих коррекционных занятий регулярно. Необходимо введение в расписание школьных занятий ежедневных уроков речевых технологий с объединением детей в группы по признаку ведущего речевого нарушения. Групповая форма занятий по специальной программе, соответствующей ведущему нарушению, потребует привлечения меньшего количества специалистов по речи. Однако даже это необходимое количество специалистов для коррекционной работы в школе может быть мобилизовано лишь в крупных городах с многолетними традициями подготовки специалистов-логопедов.

Ведущий:

– То есть мы снова вернулись к дорогим индивидуальным занятиям?

Налбандян Овик Гагикович

– Ну почему же?..  Проблема коррекционной помощи учащимся начальной школы может быть решена с использованием нашей Информационной системы «Речевые технологии», размещенной на сайте logo-tech.ru.

Ведущий:

– Как же организуются коррекционные занятия по Вашей системе?

Борисова Виктория Валерьевна

– Так же как и диагностика. Компьютерная программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе базируется на дистантном интерактивном взаимодействии ребенка с системой, содержащей комплекс коррекционных заданий по различным направлениям коррекционной педагогики.

Ведущий:

– Какие именно направления коррекционной работы охвачены  этой программой?

Борисова Виктория Валерьевна

– Это коррекция и компенсаторное развитие фонетико-фонематических нарушений. Это преодоление дисграфии и дислексии. Это коррекция общего недоразвития речи. А также задания, направленные на тренировку  памяти, внимания, восприятия и особое важное место выделяется работе над  словесно-логическим мышлением.

Ведущий:

– И как много времени ребёнок будет проводить у компьютера, работая по этой коррекционной программе?

Борисова Виктория Валерьевна

– Немного. Взаимодействие ребенка организовано в виде компьютерных занятий длительностью до 15 минут, во время которых ему  предъявляются 8 тренировочных и 6 контрольных заданий коррекционной направленности. При этом все результаты ребенка регистрируются и статистически обрабатываются.

Ведущий:

– Сейчас появилось много компьютерных программ с развивающими заданиями. В чем отличие Вашей?

Налбандян Овик Гагикович

– Исключительной особенностью программы является ее коррекционная направленность, возможность  диагностики и  распределения детей по группам, в зависимости от симптоматики нарушений. По результатам диагностики ребенка по каждому направлению определяется группа симптоматики нарушений ребенка. Он переводится в группу с наиболее эффективной программой коррекции данного нарушения. В результате коррекционной работы с программой, обучения в школе и естественного взросления симптоматика нарушений у ребёнка может изменяться, поэтому ежемесячно проводится перераспределение детей по группам, в зависимости от того, какую симптоматику дают нарушения на данный момент. Эффективность программы коррекционного сопровождения  и обеспечивается именно тем, что по каждому направлению задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, с учётом класса обучения ребенка и с учётом уровня достижений ребенка.