Цикл бесед о трудностях обучения детей младшего школьного возраста и путях их преодоления.Беседа 5.О компьютерной программе коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе.

17 марта 2015 23:50

Беседа 5.

О компьютерной программе коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе.

Ведущий:

– В одной из прошлых бесед Вы упоминали о создании Информационной системы «Речевые технологии», разработанной Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех». Расскажите о ней подробнее.

Борисова Виктория Валерьевна

– Прошу прощения за вынужденный повтор, но я позволю себе кратко напомнить о том, что представляет собой  наша программа. Разрешите?

Ведущий:

– Да, конечно.

Борисова Виктория Валерьевна

– Это компьютерная программа  дистантного обучения. Ребенок занимается по ней самостоятельно. Она осуществляет подробную диагностику речевого развития ребенка и диагностику знаний, умений и навыков, необходимых учащемуся для успешного обучения. Затем программа индивидуально каждому в зависимости от результатов диагностики пишет план  коррекции. Внешне же занятия выглядят так: в течение 15 минут учащемуся предлагаются различные задания из разных областей коррекционной педагогики, в зависимости от того, какие пробелы и трудности имеет конкретный ребёнок. База из 20000 заданий (новые в разработке) не только разбита по разделам, но и по уровню сложности, и учитывает  в каком классе учится ребёнок.

Ведущий:

– Есть ли какое-нибудь фирменное отличие в подаче заданий?

Борисова Виктория Валерьевна

– Их много. Но наиболее важны некоторые. Во-первых, формулировки всех заданий программы представлены в виде аудиозаписей и должны восприниматься ребенком на слух. То есть речевое внимание, слухоречевое восприятие тренируется постоянно. Наших детей надо учить «слышать» учителей.

Ведущий:

– А во-вторых?

 Борисова Виктория Валерьевна

 – Во-вторых, это особая подача, направленная на снижение стресогенности. Помните, я говорила, что каждое занятие состоит из 8 тренировочных заданий и 6 заданий контрольного тестирования? Так вот: в процессе тренировки, неверно решенные задания вновь предъявляются ребенку до трех раз. Повтор заданий приводит к существенному снижению стрессогенности занятий и позволяет ребенку безболезненно вести активный поиск верного решения.

 Ведущий:

 – Как связано снижение стрессогенности с повтором задания?

  Борисова Виктория Валерьевна

   –Очень просто. Это позволяет детям совершать ошибки. Делать выводы из полученного опыта, а не просто констатировать, что они ответили неверно. Право совершать ошибки в обучении – эффективный путь избежать этих ошибок в дальнейшем.  Кстати, о совершенной ошибке программа информирует ребенка максимально корректно: мягким звуковым сигналом и доброжелательным смайлом.

Ведущий:

– И всё же, чтобы выполнить столько заданий за 15 минут,  ребенку, наверно,  надо очень напрягаться?

Налбандян Овик Гагикович     

–Знаете, дети должны учиться ценить время, не расслабленно сидеть часами за уроками, а коротко, но эффективно поработать и идти отдыхать.

Мы продумывали, как переключать ребенка с задания на задание, чтобы он оставался настроенным на работу и в то  же время мог между заданиями, так сказать, «выдохнуть». Временной интервал между заданиями заполнен мелодичными музыкальными паузами, позволяющими ребенку отдохнуть перед новым заданием и, вместе с тем, сохранить внимание и готовность к вербальному восприятию. При этом музыкальная пауза одновременно является и поощрением за верно пройденное задание.

Ведущий:

– Это всё замечательно. Но мне кажутся сомнительными самостоятельные занятия ребенка при отсутствии контроля…

     Налбандян Овик Гагикович

   –Отсутствие стоящего рядом надсмотрщиком взрослого – это ещё не отсутствие контроля. Наша программа предусматривает очень высокий уровень контроля над процессом коррекции.  Программа регистрирует результаты каждого ребенка по каждому занятию, по каждой теме, отражает траекторию перехода ребенка на более высокие уровни, причём по каждому из направлений коррекции может быть разный темп перехода на новый уровень. Помимо отчетов по каждому занятию, программой предусмотрено формирование по каждому ребенку  отчетов ежемесячных, позволяющих родителям, педагогам и специалистам в области речевых нарушений непрерывно отслеживать процесс коррекционного сопровождения.

Ведущий:

– Как много статистических данных хранит Ваша программа!

  Налбандян Овик Гагикович

 –Не просто хранит, а активно использует их! Наша программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе обладает уникальными особенностями и возможностями, основанными на статистическом анализе результатов каждого ребенка.

Ведущий:

– И что это за возможности?

     

 Налбандян Овик Гагикович

 – В программу включена, основанная на статистическом анализе результатов детей, компьютерная технология верификации заданий, позволяющая распределять задания в соответствии с классом обучения ребенка в школе и уровнем его достижений в программе, а также она выявляет и отсеивает некорректные задания. Эта же технология позволяет сертифицировать задания, выявляет адекватность заданий программе коррекционного сопровождения и их эффективность. Иными словами, задание должно быть не только интересным, но и полезным, находящимся в своём разделе коррекционной программы и должно реально помогать преодолеть определенные трудности в обучении.

Ведущий:

  – Впечатляет.  Мне казалось, что хорошее задание от плохого можно отличить разве что «на глаз». Чем еще будет полезна статистика?

 Налбандян Овик Гагикович

– Программой предусмотрено распределение детей по группам со схожей симптоматикой нарушений, основываясь на регулярном анализе результатов работы учащихся. Кроме того, в программу включена компьютерная технология подбора для занятий ребенка заданий, наиболее эффективных для группы, к которой относится ребенок.

Ведущий:

  – Невероятно.  А будущее, случайно, это чудо техники не предсказывает?

 Налбандян Овик Гагикович

 – Почти… Оно умеет прогнозировать. Основываясь на статистическом анализе результатов различных групп детей, программа позволяет сформировать статистический же прогноз результатов коррекционного сопровождения ребенка, в зависимости от симптоматики нарушений, уровня достижений и класса обучения ребенка в школе.

Ведущий:

– Не понимаю, зачем следить за процессом коррекции самому, если Ваша программа так профессионально справляется с этим одна?

Налбандян Овик Гагикович

– Не следует забывать, что у детей могут быть такие проблемы, с которыми нельзя справиться без очных индивидуальных занятий напрямую со специалистом, поэтому следует пристально следить за процессом дистантного или группового коррекционного сопровождения и, в случае недостаточной его эффективности, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции.

Ведущий:

–  Ну что ж, Наличие такой Программы вселяет оптимизм в решении столь масштабной задачи. Большое спасибо за содержательную беседу! Успехов Вам Вашем очень нужном труде.

Налбандян Овик Гагикович

- Спасибо  Вам за внимание. Главное -  успехов нашим детям.