В.Н. Стрельцов, О.Г. Налбандян, В.В. Борисова. Опыт применения компьютерных технологий для коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов

05 сентября 2016 00:18

УДК 376.1

В.Н. Стрельцов

О.Г. Налбандян

В.В. Борисова

Опыт применения компьютерных технологий для коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов

Experience in the use of computer technology for the correction of speech disorders of primary school pupils

Аннотация. В статье представлены результаты коррекционного сопровождения речевого развития учащихся начальных классов ГБОУ «Центра образования» № 1858 с помощью Информационной системы «Речевые технологии» сочетающей в себе: традиционные методики диагностическо-коррекционной работы ведущих специалистов нашей страны; новейшие, уникальные технологии отбора и предъявления материала, необходимого для диагностики, коррекции или компенсации выявленных речевых нарушений ребенка; авторскую систему определения индивидуальной траектории коррекции ребенка; технологию формирования детального ежемесячного заключения по каждому ребенку; авторскую систему, не имеющую аналогов и отраженных в научных работах авторов систему верификации заданий. Полученные результаты свидетельствуют, что проведенная коррекционная работа привела к заметному изменению уровня речевого развития и как следствие улучшению успеваемости в школе, причем наиболее заметные результаты наблюдаются при интенсивности коррекционной работы более 15 занятий в месяц.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в процессе обучения в школе.

Ключевые слова: информационная система, трудности в обучении, коррекционное сопровождение, речевые нарушения.

Abstract. The article presents the results of speech disorders correction of primary school pupils in "Education Center" 1858 with «Speech Technologies» Information System. The current system is a unique computer program that combines: conventional diagnostic techniques, remedial work leading experts of our country; The latest, unique technology selection and presentation of the material necessary for the diagnosis, correction or compensation of the identified disorders of the child's speech; authoring system for measuring an individual trajectory correction of the child; technology for forming a detailed monthly summary for each child; authoring system, which has no analogues and reflected in scientific works of authors verification system tasks. It is shown that carried out work has given a significant change in the verbal ability. The mostly essential results are obtained in the intensity of correctional work more than 15 sessions per month. The Information System can be the basis of significant progress in the learning process at primary school.

The key words: information system, study difficulties, correctional support, speech disorders.

В последние десятилетия стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, препятствующими успешному обучению в начальной школе. Например, число детей, у которых диагностируются дисграфия или дислексия, достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%. Речевые нарушения являются ведущей причиной хронической неуспеваемости учащихся начальной школы. Перед лицом учителя оказываются дети с широким набором речевых нарушений, причем более половины учащихся нуждаются в специальном коррекционном сопровождении.

Руководством и педагогическим коллективом нашего Центра образования №1858 проводится систематическая работа с дошкольниками, а также с учащимися младших классов.  Для подготовки к обучению к школе ежегодно организуются летние логопедические лагеря, проводится первичная диагностика дошкольников и школьников 1-ых классов. Организована психолого-педагогическая и логопедическая помощь детям нашего Центра, педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию в области дефектологии и педагогики. Тем не менее значительное количество учащихся начальных классов оказываются неготовыми к обучению в школе. У них определяются нарушения фонетико-фонематического характера, трудности в овладении чтением и письмом, общее недоразвитие речи, препятствующие успешному овладению учебным материалом [1].

Для столь разнородного контингента не существует единой педагогической методики обучения, единой формы преподнесения учебного материала и контроля знаний. Учитель не в состоянии применить индивидуальные методики обучения, как в силу групповой формы занятий, так и в силу невозможности овладеть всеми приемами специальной педагогики. Вместе с тем при столь массовой потребности невозможно обеспечить необходимое количество специалистов в различных областях коррекционной педагогики.

Для решения этой проблемы в 2013 году руководством и педагогическим коллективом Центра образования №1858 совместно с Научно-исследовательским центром речевых технологий была организована работа по разработке Информационной системы, которая могла бы обеспечить подготовку дошкольников к обучению в школе и коррекционное сопровождение младших школьников в процессе обучения [2,3]. К разрабатываемой системе предъявлялись следующие требования:

  1. Информационная система должна быть доступной для самостоятельной работы детей.
  2. Коррекционная работа в Системе должна включать в себя работу по преодолению фонетико-фонематических нарушений, нарушений процессов чтения и письма, а также общего недоразвития речи.
  3.  Ребенку должны предлагаться коррекционные задания, соответствующие его возрасту, а также характеру и степени выраженности его речевых нарушений.
  4. Информационная система должна иметь возможность контроля результатов коррекционной работы со стороны родителей и учителей.

Программное обеспечение Информационной системы разрабатывалось на протяжении трех лет с привлечением специалистов в области современных компьютерных технологий. В содержательную часть Информационной системы заложена база диагностическо-коррекционных заданий, разработанных на основе общепризнанных подходов и методик ведущих ученых Российской дефектологической школы. Задания адаптированы к возможностям компьютерного представления.

Столь масштабный проект потребовал участия большого числа специалистов различного профиля – логопедов, детских психологов, дефектологов, математиков, компьютерных архитекторов и программистов и, конечно же, педагогов начальной школы, наиболее адекватно представляющих проблемы обучения и контингент учащихся начальной школы. Активное творческое участие в формировании педагогического содержания Системы приняли педагоги начальных классов нашей школы. В процессе сотрудничества Центра образования №1858 и Научно-исследовательского центра Речевых технологий была осуществлена модернизация программного обеспечения Информационной системы с целью ее максимальной адаптации к школьным реалиям, проведена верификация и валидизация коррекционного и педагогического содержания системы [4].

Наш Центр образования стал первой экспериментальной площадкой для пилотной апробации и внедрения Информационной системы. В 2014 году с помощью Информационной системы «Речевые технологии» в нашей школе была проведена массовая диагностика речевых нарушений детей начальных классов. Диагностическое заключение для каждого ребенка формировалось по результатам выполнения не менее 200 диагностических заданий. В диагностике приняли участие 395 учащихся под руководством 20 кураторов – педагогов начальной школы. В процессе диагностики исследовались речевые нарушения по 9-ти различным группам симптоматики:

  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение фонематического анализа, синтеза, восприятия;
  • нарушение фонематических представлений;
  • фонематическая дисграфия, дислексия;
  • оптико-мнестическая дисграфия, дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • нарушения на уровне слова;
  • нарушения на уровне словосочетания; 
  • нарушения на уровне фразы.

По результатам диагностики было определено, что 11% детей имеют тревожный уровень речевых нарушений, требующий серьезной коррекционной работы с привлечением специалистов из различных сфер коррекционной педагогики и психологии.  65% детей имеют выраженный уровень речевых нарушений по отдельным составляющим речевого развития. Для этих детей необходимо проведение коррекционной работы, направленной на устранение и компенсацию выявленных речевых нарушений. У 24 % детей уровень речевого развития соответствовал возрастной группе. Таким образом, диагностическое исследование подтвердило, что картина речевых нарушений учащихся чрезвычайно разнообразна, причем у многих детей наблюдается сочетание по нескольким группам симптоматики речевых нарушений.

Исходя из огромной потребности по преодолению речевых нарушений у учащихся начальных классов, в 2015 году в нашем Центре образования было организовано коррекционное сопровождение учащихся на основе Информационной системы «Речевые технологии» [5]. Нужно отметить, что реализация столь масштабного проекта была сопряжена с определенными трудностями связанными, с пропускной способностью школьной сети, необходимостью приобретения дополнительного серверного оборудования, проблемами организационного характера. В работе Информационной системы приняли участие 125 учащихся 1 класса и 156 учащихся 2 классов нашего Центра образования. Именно в этой возрастной группе наиболее остро проявляются трудности в процессе адаптации к школьной программе. У этих детей речевые нарушения приводят к проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, нервному истощению, агрессии, гиперреактивности, повышенному уровню тревожности, искажению самооценки.

На сайте информационной системы «Речевые технологии» logo-tech.ru для каждого ребенка был создан личный кабинет, в котором проводится диагностическо-коррекционная работа ребенка, формируется индивидуальная программа коррекционного сопровождения, а также отслеживается уровень достижения ребенка в программе. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях длительность занятия в информационной системе не превышает 15-ти минут [6].

В большинстве своем учащиеся работают в Информационной системе осознанно, легко воспринимают предъявляемый материал, с большим старанием выполняют задания разной сложности. Многие из детей помимо ежедневной работы в школе дополнительно занимаются в программе дома.

Вместе с тем анализ результатов детей показывает случаи, когда дети «щелкают наугад». Зачастую это обусловлено попыткой избежать заданий, в которых проявляется их отставание - своего рода психологическая защита.

Педагогический коллектив нашей Школы с энтузиазмом относится к внедрению в учебный процесс Информационной системы «Речевые технологии», они видят в этом облегчение своей работы. Теперь наши учителя, зная речевые недостатки своих учеников, дифференцированно подходят к предъявлению учебного материала и с пониманием относятся к проблемам ребенка в процессе обучения. Логопеды нашего Центра образования, получая ежемесячные диагностическо-коррекционные отчеты, без труда формируют группы детей со схожими речевыми дефектами и проводят с ними дополнительную коррекционную работу.

В настоящей статье представлены некоторые полученные результаты коррекционной работы с помощью Информационной системы «Речевые технологии» проведенной с октября 2015 года по апрель 2016 года. Анализировались ответы детей на более чем 180 тысяч коррекционных заданий.

На рисунках 1а и1б представлена динамика результатов учащихся в Информационной системе по трем направлениям коррекционной работы: фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение процессов чтения и письма и общее недоразвитие речи. Из рисунков легко увидеть схожий характер динамики результатов для учащихся 1-го и 2-го классов, причем по каждому из направлений отмечается устойчивый рост результатов детей.  За 6 месяцев коррекционной работы результаты детей повысились - у первоклассников в среднем на 75% (20 баллов), у второклассников в среднем на 50% (18 баллов).

Рисунок 1а. Динамика результатов работы учащихся в Информационной системе (1класс)

Рисунок 1б. Динамика результатов работы учащихся в Информационной системе (2 класс).

Следует отметить, что не все дети одинаково интенсивно участвовали в коррекционной работе. На рисунках 2а-2б представлена зависимость прогресса результатов ребенка от количества занятий в Информационной системе.

Рисунок 2а. Зависимость прогресса результатов от количества занятий учащегося в Информационной системе за 6 месяцев коррекционной работы (1 класс)

Рисунок 2б. Зависимость прогресса результатов от количества занятий учащегося в Информационной системе за 6 месяцев коррекционной работы (2 класс)

Из рисунков 2а и 2б видно, что прогресс существенно зависит от количества пройденных занятий в системе. При интенсивности занятий менее чем 7 занятий в месяц прогресс незначительный. Но уже при интенсивности занятий более 15 в месяц (90 занятий за 6 месяцев) наблюдается значительный прогресс. Полученная зависимость результата от количества проведенных занятий говорит о том, что прогресс детей является не результатом естественного взросления, а обусловлен коррекционной работой в Информационной системе.

Успешность обучения детей в школе в значительной мере связна со степенью речевого развития ребенка. На рисунке 3 представлена взаимосвязь результатов учащихся 2 класса в Информационной системе и средней успеваемости по различным дисциплинам в школе.

Рисунок 3. Взаимосвязь результатов учащихся в Информационной системе и успеваемости в школе (2 класс)

Из рисунка 3 видно, что успешность обучения учащихся в школе однозначно связана уровнем речевого развития.  Изменение результатов детей по итогам коррекционной работы в Информационной системе «Речевые технологии» соответствует увеличению средней успеваемости ребенка по 5-ти бальной шкале системы школьных оценок на 0,3 балла.

Таким образом, коррекционное сопровождение учеников начальных классов приводит к заметному изменению уровня речевого развития и как следствие улучшению успеваемости в школе, причем наиболее заметные результаты наблюдаются при интенсивности коррекционной работы более 15 занятий в месяц. Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в процессе обучения в школе.

Литература:

  1. Ковалева Г.С, Даниленко О.В., Ермакова И.В., Нурминская, Н.В., Гапонова Н.В., Давыдова Е.В. О первоклассниках: по результатам исследования готовности первоклассников к обучению в школе / Г.С. Ковалева,  О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, Н.В. Нурминская,Е.В.Гапонова, Е.В. Давыдова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- №5. – С. 30-37. 
  2. Александренко Н. Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий / Н. Александренко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 5. – С. 19–22.
  3. Вострикова Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011.- №2.- С. 19-22. 
  4. Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г. Динамическое тестирование//Монография. - М.: Издательство «Графа» - 2007.
  5. Борисова В. В., Налбандян О. Г. Применение информационной системы «Речевые технологии» для диагностики речевых нарушений у детей младшего возраста /В.В. Борисова, О.Г. Налбандян//Инновационные проекты и программы в образовании.- 2016. №1. С. 66-71. 
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Стрельцов Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, почетный работник образования города Москвы, заслуженный учитель РФ, Москва, E-mail: 1858@edu.mos.ru.

Налбандян Овик Гагикович – доктор физико-математических наук, Генеральный директор научно-исследовательского центра «Речевые технологии», Москва, E-mail: dudala@bk.ru

Борисова Виктория Валерьевна – кандидат педагогических наук, директор негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного образования «Логотех», Москва, E-mail: info@logo-tech.ru. www.logo-tech.ru

Authors:
Authors:
Vladimir Streltsov - candidate of pedagogical sciences, the Excellent Public Education, Honorary Worker of Education of the City of Moscow, Honored teacher of the Russian Federation, Moscow, E-mail: 1858@edu.mos.ru
Hovik Nalbandyan - doctor of physico-mathematical Sciences, General Director of scientific research center «Speech technologies», Moscow, E-mail: dudala@bk.ru
Viktoria Borisova – candidate of pedagogical Sciences, Director of non-state educational private institution of additional education «Logotech», Moscow, E-mail: info@logo-tech.ru. www.logo-tech.ru

<>1.2.3.4.5.6.