Борисова В.В., Стрельцов В.Н., Налбандян О.Г. Селедка на улице Койкого отменяется.

08 августа 2016 23:29

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ у учащихся начальных классов

В последние десятилетия стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, препятствующими успешному обучению в начальной школе. Например, число детей, у которых диагностируются дисграфия или дислексия, достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%. Речевые нарушения являются ведущей причиной хронической неуспеваемости учащихся начальной школы. Перед лицом учителя оказываются дети с широким набором речевых нарушений, причем более половины учащихся нуждаются в специальном коррекционном сопровождении. У них определяются нарушения фонетико-фонематического характера, трудности в овладении чтением и письмом, общее недоразвитие речи, препятствующие успешному овладению учебным материалом. Для столь разнородного контингента не существует единой педагогической методики обучения, единой формы преподнесения учебного материала и контроля знаний. Учитель не в состоянии применить индивидуальные методики обучения, как в силу групповой формы занятий, так и в силу невозможности овладеть всеми приемами специальной педагогики. Вместе с тем, при столь массовой потребности невозможно обеспечить необходимое количество специалистов в различных областях коррекционной педагогики.

Для решения этой проблемы Научно-исследовательским центром речевых технологий в содружестве с Центром образования №1858 разработана Информационная система «Речевые технологии», предназначенная для диагностики речевых нарушений, речевой подготовки дошкольников к обучению в школе и коррекционного сопровождения младших школьников в процессе обучения.

Информационная система представляет собой размещенную на сайте logo-tech.ru компьютерную программу для самостоятельной работы детей. Программа содержит коррекционные задания по преодолению фонетико-фонематических нарушений, нарушений процессов чтения и письма, а также общего недоразвития речи. Ребенку предлагаются коррекционные задания, соответствующие его возрасту, а также характеру и степени выраженности его речевых нарушений.  В программе предусмотрена возможность контроля процесса коррекционной работы со стороны родителей и учителей. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях длительность занятия в информационной системе не превышает 15-ти минут.

Программное обеспечение Информационной системы разрабатывалось на протяжении трех лет с привлечением специалистов в области современных компьютерных технологий. В содержательную часть Информационной системы заложена база диагностическо-коррекционных заданий, разработанных на основе общепризнанных подходов и методик ведущих ученых Российской дефектологической школы. Задания адаптированы к возможностям компьютерного представления.

Столь масштабный проект потребовал участия большого числа специалистов различного профиля – логопедов, детских психологов, дефектологов, математиков, компьютерных архитекторов и программистов и, конечно же, педагогов начальной школы, наиболее адекватно представляющих проблемы обучения и контингент учащихся начальной школы. Активное творческое участие в формировании педагогического содержания Системы приняли педагоги начальных классов нашего Центр образования.

 Наш Центр образования стал первой экспериментальной площадкой для пилотной апробации и внедрения Информационной системы. В 2014 году с помощью Информационной системы была проведена массовая диагностика речевых нарушений детей начальных классов нашего Центра. По результатам диагностики было определено, что 11% детей имеют тревожный уровень речевых нарушений, требующий серьезной коррекционной работы с привлечением специалистов из различных сфер коррекционной педагогики и психологии.  65% детей имеют выраженный уровень речевых нарушений по отдельным составляющим речевого развития. Для этих детей необходимо проведение коррекционной работы, направленной на устранение и компенсацию выявленных речевых нарушений. У 24 % детей уровень речевого развития соответствовал возрастной группе. Диагностическое исследование подтвердило, что картина речевых нарушений учащихся чрезвычайно разнообразна, причем у многих детей наблюдается сочетание по нескольким группам симптоматики речевых нарушений.

Исходя из огромной потребности по преодолению речевых нарушений у учащихся начальных классов, в 2015 году в нашем Центре образования было организовано коррекционное сопровождение учащихся первого и второго классов на основе Информационной системы. Именно в этой возрастной группе наиболее остро проявляются трудности в процессе адаптации к школьной программе. У этих детей речевые нарушения приводят к проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, нервному истощению, агрессии, гиперреактивности, повышенному уровню тревожности, искажению самооценки.

Нужно отметить, что реализация столь масштабного проекта была сопряжена с определенными трудностями связанными, с пропускной способностью школьной сети, необходимостью приобретения дополнительного серверного оборудования, проблемами организационного характера. В работе Информационной системы приняли участие 125 учащихся 1 класса и 156 учащихся 2 классов нашего Центра образования.

В большинстве своем учащиеся работают в Информационной системе осознанно, легко воспринимают предъявляемый материал, с большим старанием выполняют задания разной сложности. Многие из детей помимо ежедневной работы в школе дополнительно занимаются в программе дома.

Педагогический коллектив нашей Школы с энтузиазмом относится к внедрению в учебный процесс Информационной системы «Речевые технологии», они видят в этом облегчение своей работы. Теперь наши учителя, зная речевые недостатки своих учеников, дифференцированно подходят к предъявлению учебного материала и с пониманием относятся к проблемам ребенка в процессе обучения. Логопеды нашего Центра образования, получая ежемесячные диагностическо-коррекционные отчеты, имеют возможность формировать группы детей со схожими речевыми дефектами и проводить с ними дополнительную коррекционную работу.

За 6 месяцев коррекционной работы результаты детей заметно повысились – существенно уменьшилась доля детей с тревожным уровнем речевого развития, увеличилась доля детей с уровнем речевого развития, соответствующим условиям успешного обучения в школе. Учителя отмечают заметное улучшение успеваемости, снижение тревожности учащихся, повышение их самооценки, повышение мотивации к обучению, развитие умения слушать, развитие умения сосредоточиться, развитие умения концентрировать свое внимание, уменьшение количества ошибок при письме.

Таким образом, коррекционное сопровождение учеников начальных классов с помощью Информационной системы «Речевые технологии» приводит к заметному изменению уровня речевого развития и, как следствие, улучшению успеваемости в школе. Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в процессе обучения в школе.

Стрельцов Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, почетный работник образования города Москвы, заслуженный учитель РФ, Москва, E-mail: 1858@edu.mos.ru.

Налбандян Овик Гагикович – доктор физико-математических наук, Генеральный директор научно-исследовательского центра «Речевые технологии», Москва, E-mail: dudala@bk.ru

Борисова Виктория Валерьевна – кандидат педагогических наук, директор негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного образования «Логотех», Москва, E-mail: info@logo-tech.ru. www.logo-tech.ru