Борисова В.В., Стрельцов В.Н., Налбандян О.Г. Грамотей от Логотех. Еженедельная Учительская газета Москва. 2016. №45
Браво, Логотех!
Последние несколько лет Научно-исследовательский центр речевых технологий и Образовательная организация «Логотех» сконцентрировали свою деятельность на разработке и создании компьютерной Информационной системы «Речевые технологии» для диагностики и коррекционного сопровождения обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Столь масштабный проект «Логотех» был запущен не случайно. В последние годы мы всё чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в школе, вызванные речевыми нарушениями детей. Сами по себе эти нарушения не проходят и не компенсируются, и в большинстве случаев сказываются на успеваемости школьников по всем предметам, где необходимо умение читать и писать. Эти нарушения приводят ребенка к снижению самооценки, тревожности и агрессивности, психологической неустойчивости, неприятию школы и школьного сообщества.
Основная задача, которую поставили перед собой специалисты «Логотех», заключалась в разработке уникальной компьютерной информационной системы, предназначенной для онлайн диагностики и коррекции речевых нарушений у детей младшего возраста.
К научным исследованиям и разработке проекта «Логотех» были привлечены специалисты различного профиля – логопеды, детские психологи, дефектологи, математики, компьютерные архитекторы и программисты и, конечно же, педагоги начальной школы, наиболее адекватно представляющих проблемы обучения и контингент учащихся. Активное творческое участие в формировании коррекционного и педагогического содержания Системы приняли педагоги начальных классов Центра образования №1858.
В результате длительной и плодотворной работы огромного числа людей, небезразличных к детским проблемам, была создана уникальная компьютерная система «Логотех», сочетающая в себе традиционные методики диагностическо-коррекционной работы ведущих специалистов нашей страны, новейшие, уникальные технологии отбора и предъявления материала, необходимого для диагностики, коррекции или компенсации выявленных речевых нарушений ребенка, авторскую систему определения индивидуальной траектории коррекции ребенка, технологию формирования детального ежемесячного заключения по каждому ребенку, авторскую систему, не имеющую аналогов и отраженных в научных работах авторов систему верификации заданий.
Информационная система представляет собой онлайн-сервис для самостоятельной работы детей и размещена на сайте www.logo-tech.ru. Система содержит обширную базу диагностических и коррекционных заданий по преодолению фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, дисгарфии и дислексии. На основе анализа результатов работы ребенка в программе определяются ведущие нарушения в его речевом развитии. По результатам диагностики и коррекционного сопровождения для каждого ребенка автоматически формируются заключения, которые направляются педагогам и родителям ребенка для ознакомления и принятия решений по дальнейшей коррекционной работе. Кроме того, педагоги и родители ребенка могут ознакомиться с процессом коррекционной работы на сайте системы.
В декабре 2014 года Информационная компьютерная система была сертифицирована Российской академией образования, Институтом информатизации образования в качестве инструмента для диагностики и коррекции детей младшего возраста, а в апреле 2015 года по инициативе руководства Центра образования №1858 Информационная система «Логотех» была запущена для всех учащихся начальной школы №1858.
За это время в диагностике и коррекционном сопровождении уже приняли участие более 600 учащихся начальной школы №1858 под руководством 20 кураторов – педагогов начальной школы. Занятия в информационной системе «Логотех» организуются ежедневно с каждым ребенком.
Нужно отметить, что реализация столь масштабного проекта сопряжена с определенными трудностями связанными, с пропускной способностью школьной сети, необходимостью приобретения дополнительного серверного оборудования, проблемами организационного характера.
Руководством и педагогическим коллективом Центра образования №1858 была принята комплексная программа по выявлению и коррекции речевых нарушений у дошкольников и учащихся младших классов. Для подготовки к обучению к школе ежегодно организуются летние логопедические лагеря, проводится первичная диагностика дошкольников и школьников 1-ых классов. Организована психолого-педагогическая и логопедическая помощь детям Центра, регулярно проводятся лектории для педагогов и родителей по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений.
В 2015-2016 учебном году была организована полномасштабная диагностика речевых нарушений у дошкольников и учащихся начальной школы с помощью Информационной системы «Логотех». Результаты диагностики подтвердили широкую распространенность речевых нарушений, в целом, соответствующую статистическим результатам по стране. Для каждого ученика было сформировано диагностическое заключение и индивидуальная траектория коррекционной работы.
Результаты коррекционной работы превзошли все ожидания. За шесть месяцев работы результаты учащихся 1 класса повысились на 70%, а учащихся 2 класса – на 50%. Полученные результаты эквивалентны повышению средней успеваемости учащихся на 0,3 балла по 5-ти бальной системе оценки школьной успеваемости. В результате работы существенно уменьшилось число отстающих в обучении учеников. Информационная система использовалась также логопедами при индивидуальных занятиях с детьми, имеющими выраженные речевые нарушения.
Педагогический коллектив Школы с энтузиазмом относится к внедрению Информационной системы «Логотех». Они отмечают ее эффективность, видят в этом облегчение своей работы. Теперь учителя, зная речевые недостатки своих учеников, дифференцированно подходят к предъявлению учебного материала и с пониманием относятся к проблемам ребенка в процессе обучения. Логопеды Центра образования, получая ежемесячные диагностическо-коррекционные отчеты, без труда формируют группы детей со схожими речевыми дефектами и проводят с ними дополнительную коррекционную работу.
Информационная система «Логотех» продемонстрировала высокую эффективность для диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Система оказалась удобным инструментом для речевой подготовки и преодоления речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.