Дискалькулия
Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии.
Клаcсификация дискалькулии:
вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий
практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов
дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков
графическая дискалькулия – нарушения записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур
операциональная дискалькулия – неумение выполнять математические операции.
Проявления дискалькулии
В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны. Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается.
Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате, не владеет математическим словарем, не представляет графический образ цифры (то есть как она пишется). При этом умножение и деление даются проще – ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости.
У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией. Нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением.
Для детей, неуспевающих по математике, характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность, сниженный темп психических процессов.
Последствия дискалькулии
Дискалькулия может привести сначала к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Отставание развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Дети страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как эти нарушения не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Профилактика дискалькулии:
Профилактика вербальной дискалькулии:
- формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи
- формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия
- формирование умение пользоваться математической терминологией
- формирование пространственного восприятия
- развитие зрительной и слуховой памяти
- развитие лексического строя речи
- развитие слухового восприятия
- формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
Профилактика практогностической дискалькулии:
- формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении
- формирование счетных навыков
- формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное)
- развитие понимания последовательности счета
- называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев
- развитие зрительно-пространственного восприятия
- развитие моторики и зрительно-двигательной координации
- развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.
Профилактика дислексической дискалькулии:
- формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур
- формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности
- развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков
- развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности;
- формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.
Профилактика графической дискалькулии:
- развитие ручной моторики;
- ориентировка в пространстве и на плоскости
- развитие слухо-зрительно-двигательной координации
- формирование представлений об образе предмета и его символического изображения
- развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития
- формирование аналитико-синтетической деятельности
- формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.
Профилактика операциональной дискалькулии:
- формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
- понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
- развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой
- развитие аналитико-синтетической деятельности
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие зрительной и слуховой памяти.