Память
Память – познавательный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, успешно учился необходимо полноценное развитие основных видов памяти:
- Слуховая память
- Зрительная память
- Двигательная память
- Словесно-логическая память
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Нарушения слуховой памяти приводят к недоразвитию фонетико-фонематических процессов: слуха, анализа, синтеза и восприятия, а также возникновению различных форм дисграфии: акустической, аграмматической и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Все это, в свою очередь, негативно сказывается на процессах чтения, письма, понимании инструкций, успешности обучения, социализации и коммуникации ребенка.
Зрительная память - один из видов памяти. Люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения.
Так, при заучивании наизусть они быстрее запоминают, если читают сами, чем, если им читают вслух, ведь при самостоятельном прочтении в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь.
Нарушения зрительной памяти приводят к возникновению оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Нарушение двигательной памяти приведет к многочисленным ошибкам на письме и при чтении. Могут возникнуть такой виды нарушения письма как оптическая дисграфия, которая Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Словесно-логическая память – содержанием ее являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
По данным исследований специалистов в области детской психологии В. В. Ковалева, А. А. Смирнова формирование и активное развитие словесно-логической памяти в норме приходится на период с 6 до 9 лет, когда идет интенсивное физиологическое созревание основных мозговых структур, что является предпосылкой для перехода высших психических функций на качественно новый уровень.
Неполноценная речевая деятельность, нарушение фонетико-фонематических процессов, общее недоразвитие речи накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
В частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена словесная память, страдает продуктивность запоминания. Дети при этом забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей.