Внимание
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Основными свойствами внимания являются:
- Концентрация
- Устойчивость
- Объем
- Распределение
- Переключение
Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания.
От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся различать сходные предметы, явления, объекты.
Нарушение концентрации внимания у детей – достаточно часто встречающееся поведенческое расстройство, которое многие взрослые воспринимают просто как недостаток воспитания. Однако это заболевание, вызванное нарушениями головного мозга, приносит маленьким сорванцам множество неприятностей: от постоянных одергиваний родителей до неудовлетворительных оценок в школе и психологических травм из-за своей «никчёмности». Нарушение концентрации внимания может возникать вследствие переутомления (носит краткосрочный характер) или вследствие поражений головного мозга.
Нарушения концентрации внимания зачастую сопровождаются гиперактивностью, причём это заболевание может наблюдаться не только у детей и подростков, но и у взрослого человека. Синдром нарушения концентрации внимания обычно характеризуется следующими признаками:
- неспособность сконцентрировать своё внимание и сосредоточиться на выполнении задания;
- неусидчивость, суетливость, повышенная возбудимость и импульсивность;
- забывчивость;
- частая смена деятельности, суетливость.
Устойчивость внимания характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени. Важным условием эффективности любой деятельности, а особенно учебной является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Устойчивость внимания обусловливается рядом условий, к которым можно отнести степень сложности учебного материала, отношение к нему учеников, наличие интереса к данному предмету, наконец, возрастные и индивидуальные особенности.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен, но возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается.
Распределение внимания - способность одновременного выполнения нескольких действий. Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Можно, например, одновременно слушать музыку и выполнять какую-то домашнюю работу. Но совершенно невозможно одновременно слушать учителя и читать книгу, потому что оба вида деятельности в одинаковой степени требуют напряжения внимания.
Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, который находится в полузаторможенном состоянии.
Переключение внимания - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.
Скорость переключения внимания находится в прямой зависимости от подвижности нервных процессов. Вот почему уставшие дети, нервные процессы которых инертны, допускают много ошибок.
Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Так же быстро происходит переключение после успешно выполненного задания.
Несмотря на то, что переключение внимания является объективной необходимостью, которая диктуется разнообразием человеческой деятельности, злоупотреблять ими не следует, так как частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает особенно переутомление, это касается тех случаев, когда внимание очень сконцентрировано на определенном объекте.
Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах.
Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса.
Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться на чем-либо другом по просьбе другого человека.
Для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими недоразвитиями, общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания.
Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Ранняя диагностика на этапе дошкольного и школьного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств), которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.