Cамооценка

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности человека , выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и поддаётся воздействию, изменению. Именно поэтому родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки.

Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, в связи с этим, мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника является оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.

Самооценка влияет практически на все сферы жизни и определяет уровень и качество жизни человека в целом. Конечно, самооценка способна меняться в течение жизни, но основы ее закладываются в раннем возрасте. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.

Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте

Большинство дошкольников обладают завышенной самооценкой – и это считается абсолютно нормальным. Еще бы – малыша нежат, балуют, «сюсюкаются» с ним, а любое, даже самое малюсенькое достижение, воспринимается как настоящий подвиг. «Ты самый умный в группе!», «Ты такой сильный!», «Ты лучший на свете!» - вот какие фразы чаще всего слышит ребенок дошкольного возраста в любящей семье. Естественно, он на самом деле начинает считать себя самым-самым, а самооценка ребенка взлетает до небес.

Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте зависит еще и от того, что он еще не способен отделять свои действия от своей личности в целом. То есть, тот или иной поступок в сознании ребенка автоматически определяет его как личность. Это проявляется в такого рода мыслях: «Я убралась в комнате, я хорошая» или «Я разбил мячом окно – я плохой». Именно в связи с такой психологической особенностью дошкольников специалисты не рекомендуют родителям сравнивать своих детей с другими. Ведь если малыш сделал худший поступок, чем кто-то – значит, он в целом хуже другого ребенка! А такое осознание уже сильно влияет на формирование оценки у ребенка в раннем возрасте.

Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся отделять свои поступки от собственной личности в целом, давать верную оценку своим поступкам и самостоятельно контролировать свое поведение. В это время очень важную роль играет общение с близкими родственниками. Именно взрослые формируют у ребенка систему ценностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок ударил своего друга, а взрослые не сделали ему замечание и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он не будет считать, что сделал плохо. А если малыш нарисовал удачную картинку, а его не похвалили – это также наложит отпечаток на самооценку ребенка.

Формирование самооценки ребенка в младшем школьном возрасте

Придя в школу, ребенок начинает оцениваться не только родными, но и совершенно чужими ему людьми – учителями, одноклассниками и т.д. Постепенно самооценка ребенка все больше и больше приближается к реальной. Он начинает понимать, что, несмотря на наличие у него сильных сторон, он не является гением и не может требовать от других преклонения и восхищения.
Да, он хорошо решает задачи или прекрасно учит и читает стихи – но есть другие люди, которые тоже что-то делают очень хорошо. И нужно считаться с ними. Или другая ситуация: ребенок плохо бегает, зато прекрасно умеет обращаться с компьютером.

Как правило, самооценка ребенка в младшем школьном возрасте не совпадает с мнением о нем окружающих, что говорит о формировании у него собственного образа «Я». Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему сверстников, уровень его успеваемости и отношение к нему учителей.

Как помочь ребенку сформировать соответствующую  самооценку?

Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:

1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.

2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.

3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («ты плохой»).

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.

5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет из-за того, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Обязательноучитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!

6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, и  его самооценка  будет соответствующей.

7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда..», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Какойсмысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим?

8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Очень важно, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить.

9. Подавайте ребенку пример - пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».

10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь.

Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с соответствующей  самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. А это путь к достойному уровню жизни!