Нервное истощение

Нервным истощением у детей, а проще говоря – неврозом, сегодня никого не удивишь. Врачи с грустью отмечают, что этому состоянию подвержены абсолютно все возрасты, но в последнее время невроз, а также ряд других подобных заболеваний сильно «помолодели».

Причины нервного истощения у детей

Основная причина детского нервоза – неблагоприятная атмосфера в семье. Постоянная ругань, ссоры, разговоры на повышенных тонах, напряжение в отношениях между родителями – все это приводит к стрессу, а впоследствии и к неврозу.

Чуть реже причиной невроза может стать слишком строгое воспитание ребенка, завышенные требования к нему. В результате малыш боится разочаровать родителей, находится в постоянном напряжении, что неминуемо сказывается на его здоровье и самочувствии.

Иногда причиной нервного истощения является слишком большие физические или умственные нагрузки: чрезмерное увлечение спортом, посещение сто и одного кружка, уроки, репетиторы, длительное времяпрепровождение за компьютером или телевизором и т.д. Другими словами – недостаточное количество отдыха в жизни ребенка способствует физическому и эмоциональному переутомлению.

Симптомы нервного истощения:

  • Общая слабость организма
  • Вялость, бледность на лице
  • Полная апатия ко всему происходящему
  • Сонливость наряду с бессонницей, тревожностью во время сна
  • Раздражительность, агрессивность
  • Отсутствие аппетита
  • Ослабление иммунитета
  • Жалобы на головную боль, головокружение

Проявления  нервного истощения:

При нервном истощении дети не выносят громких звуков, шума,  их раздражают и дети, и взрослые. Дети с нервным истощением  часто плачут, сердятся, упрямятся, легко возбуждаются, иногда вступают в драку.

Настроение неустойчивое,  малейший пустяк может его изменить. Общий, эмоциональный тонус снижен. Раздражительность, слезливость, повышенная обидчивость - частые реакции ребенка, страдающего истощением центральной нервной системы.

В движениях отмечается либо повышенная нервная возбудимость,  излишняя подвижность, суетливость и непоседливость, либо вялость, заторможенность, недостаточность движений и  апатичность. Во время игр такие дети легко отвлекаются, внимание у них неустойчивое, инициатива снижена. Для них характерна также нестойкость интересов и привязанностей к окружающим.

Вследствие легкой истощаемости нервной системы и большой утомляемости ребенок сторонится детей и даже взрослых, предпочитая иногда одиночество.

У школьников нервное истощение ведет к  снижению успеваемости. Уже со второго урока ребенок устает, бледнеет, на лице может выступить пот, внимание рассеивается и объясняемый учителем материал им не усваивается. Начинает болеть голова. Ребенок либо становится вялым, либо начинает болтать с соседями, заниматься посторонними делами. Упреки в лени дети принимают болезненно и еще больше замыкаются в себе или становятся агрессивными.

Лечение невроза у детей

При нервном истощении ребенку следует создать максимально спокойную обстановку, устранить или ослабить звуковые раздражители, обеспечить спокойное, ровное обращение взрослых и хорошо подобранные занятия (настольный игровой материал, неутомительное чтение).

Переводить ребенка  в обычные условия жизни следует  постепенно, по мере улучшения его состояния. Также постепенно нужно  ослаблять бывшее в свое время уместным чрезвычайное внимание к ребенку и стремиться «создать у него контакт с товарищами, который в первое время отнюдь не должен быть утомительным.

Если вялого, апатичного после истощающей болезни ребенка оставить без общения со сверстниками и без игрового материала, то это может способствовать углублению его вялости и замкнутости. Нельзя забывать указания Н. И. Красногорского, что в период выздоровления у детей  наблюдаются длительные периоды патологически повышенной или пониженной возбудимости. Поэтому нужно быть очень внимательными к такому ребенку, регулировать незаметно для него его активность к действию с учетом его сил, предлагая соответствующие игры и тем самым предупреждая возможность перевозбуждения.

Школьники после истощающих болезней должны включаться в работу постепенно, иногда с сокращенными для них уроками , чтобы не допустить переутомления. Таким детям  следует организовать индивидуальные занятия для проработки пропущенного материала, а дома во время приготовления уроков ребенку необходимо  строго соблюдать перерывы для отдыха. Дневной сон, возможно  длительные прогулки, общеукрепляющее лечение и распределенные посильные нагрузки – залог успешной реабилитации ребенка.