Восприятие

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Для гармоничного развития ребенка, его успешного обучения в школе, для предупреждения проблем связанных с нарушениями процессов чтения и письма, социализации ребенка необходимо развитие таких видов восприятия, как  зрительное и слуховое восприятие речи.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. 

Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью зрительного восприятия. Зрительное восприятие играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и освоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах.

Недоразвитие зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации является предпосылкой к возникновению оптической дисграфии и нарушению процессов чтения.  Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв  (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.), делает невозможным  или искаженным восприятие текста.  

Для предупреждения возникновения данного вида дисграфии необходима специальная коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста.

Слуховое восприятие речи - одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль.

Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных - звуковых - средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова.
Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания.  В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и связанные по значению образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение.

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентирует на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что очень важно  в процессе познавательного развития ребенка.

Слух  играет особую роль  в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых связок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.

Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

Развитие слухового восприятия - важная предпосылка формирования звукопроизношения. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Развитие слухового внимания идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

Неречевые звуки точно также важны  в ориентировке ребенка в окружающем мире, как и речевые. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Правильное определение направления источника звука (его локализация), помогает ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, ведь все характеристики речевых и неречевых звуков сходны.

Недоразвитие слухового восприятия речи приводит к нарушению фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез, восприятие), что, в свою очередь,  приводит  к нарушениям процессов чтения и письма, к неуспеваемости по программе школы, к затруднениям в освоении всех предметов, связанных с умением читать и писать, к вторичным интеллектуальным задержкам,  психологическим и поведенческим проблемам.