Фонематический слух
Фонематический слух - способность отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
Развитие фонематического слуха происходит очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок "не слышит" окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком в названиях (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко при обучении письму и чтению.
Проблемы фонематического слуха могут быть решены с помощью Информационнойсистемы «Речевые технологии».
Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию нарушений Фонематического слуха.
Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы, выявлено 20% детей с нарушениями Фонематического слуха.
В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения фонематического слуха у детей заметно сокращаются.
Большинство детей достигают уровня развития фонематического слуха, необходимого для успешного обучения в школе.
Учителя отмечают:
- заметное улучшение успеваемости,
- снижение тревожности учащихся,
- повышение их самооценки,
- повышение мотивации к обучению,
- развитие умения слушать,
- развитие умения сосредоточиться,
- развитие умения концентрировать свое внимание,
- уменьшение количества ошибок при письме.
Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.
О Программе "Речевые технологии"