Фонематический анализ
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Cамая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется:
При письме
в искажениях структуры слова и предложения. Особенно распространенными при этом будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»).
При чтении в специфических ошибках:
- пропуски согласных звуков при стечении (марка – «мака», бочка – «бока»),
- вставки гласных между согласными при их стечении (пасла –«пасала», девочка – «девочека»),
- перестановки звуков (утка – «тука», крупа – «курпа»)
- пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове (молоко – «молко», малина – «маалина»).
Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированность фонематического анализа.
Проблемы нарушения фонематического анализа могут быть решены с помощью Информационной системы «Речевые технологии».
Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию нарушений Фонематического анализа у детей.
Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы, выявлено 17% детей с нарушениями фонематического анализа, синтеза и восприятия.
В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения фонематического анализа у детей заметно сокращаются.
Большинство детей достигают уровня развития фонематического анализа, необходимого для успешного обучения в школе.
Учителя отмечают:
- заметное улучшение успеваемости,
- снижение тревожности учащихся,
- повышение их самооценки,
- повышение мотивации к обучению,
- развитие умения слушать,
- развитие умения сосредоточиться,
- развитие умения концентрировать свое внимание,
- уменьшение количества ошибок при письме.
Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.